07.12.2017

Правительство Нижегородской области утвердило «дорожную карту» повышения конкурентоспособности предприятий региона. Документ предполагает, в том числе, помощь в продвижении продукции нижегородских предприятий, организацию более открытого диалога госзаказчиков и производителей и развитие региональных импортозамещающих производств.

- Минпромторг РФ заявил о запуске Государственной информационной системы промышленности (ГИСП). Чем эта система может помочь нижегородским предприятиям-производителям и заказчикам?

- Сегодня цифровая экономика −  это уже не будущее, это −  самое что ни есть −  настоящее. Без цифровых технологий уже невозможно управлять ни производствами, ни отраслями. Если не занимаешься внедрением цифровых технологий, просто остаешься где-то на обочине.

Представьте себе любое крупное промышленное производство на старых началах, при устаревшей системе планирования, с кучей экономистов, снабженцев, сбытовиков и т.д. В наше время это будет совершенно неконкурентное производство. Сегодня, чтобы построить атомную станцию, самолет, современный круизный лайнер нужны тысячи поставщиков, подрядчиков, металлы и инструменты −  это огромная масса. Разобраться в этом без цифровых технологий просто невозможно. Это −  и поиск подрядчиков, субподрядиков, оборудования и технологий, людей-профессионалов для выполнения тех или иных задач. Поэтому внедрение информационных систем сегодня жизненно необходимо.

Мы, действительно, сейчас очень активно работаем в этом направлении. Создание государственной информационной системы промышленности −  это очень важный шаг. Эта система недавно создана по заказу Минпромторга РФ, сейчас она отрабатывается, в том числе, с Нижегородской областью. То есть в нашем регионе, фактически, это − пилотный проект по сведению информации о производителях продукции, государственных заказчиках, всех структурах и смежных предприятиях, поставщиках потребителях в единую информационную систему. Первое, что дает эта информационная система, - реклама продукции предприятия. То есть, если ты находишься в этой системе, тебя видят все потенциальные потребители или поставщики, и не просто в одном отдельном регионе, а в Российской Федерации и на территории Евразийского экономического сообщества. Это эффективная реклама для производителя. Одновременно любой, кто размещает информацию о себе и своей продукции, может найти для себя партнеров, поставщиков, и для этого не требуются сотни и тысячи людей.

Важно и то, что работа ГИСП сделает госзакупки более доступными для местных производителей. Начиная с 2018 года, вся информация о госзакупках региона будет размещаться в ГИСП, причем, это будет не стандартный тяжелый для восприятия массив информации. Это будет подробное описание вплоть до конкретных номенклатурных позиций с указанием эксплуатационных характеристик. Зарегистрированные пользователи смогут принять участие в торгах прямо в этой системе.

- Какая работа проводится в Нижегородской области по подготовке к работе в ГИСП?

- Мы вместе с Фондом развития промышленности РФ реализуем "дорожную карту", отрабатываем все технологии. Надо научить людей пользоваться этой системой. На этой неделе в технопарке "Анкудиновка" у нас проходят обучение 1 тыс. человек там промышленные предприятия, представители министерств и ведомств, различных учреждений, организаций, то есть, и заказчики услуг, и поставщики.

Чтобы государственная информсистема промышленности функционировала, надо завести туда информацию, а это - очень большая и сложная задача. Эффективность работы зависит от того, как быстро мы сможем наполнить эту информационную базу содержанием.

- Со стороны промышленников не возникают вопросы о нарушении коммерческой тайны при размещении информации о себе, например, о цене и остатках продукции в общей системе?

- Каждый знает уровень своих необходимых ограничений, знает тот объем информации, который может раскрывать. Есть дополнительные ограничения по предприятиям ОПК. Но для участия не обязательно раскрывать всю информацию, не обязательно указывать, для чего изделия покупаются и продаются.

Если ты хочешь активно участвовать в этом глобальном большом рынке, надо максимально раскрыть свои потребности, свои возможности. Просто надо учитывать нюансы, и каждый сам для себя решает эту задачу.

- Евгений Борисович, Вы много общаетесь с нижегородскими промышленниками лично. Готовы ли они участвовать в ГИСП?

- Они готовы участвовать, но пока еще не так хорошо ориентируются внутри этой системы. Мы уже провели обучение почти полутора тысяч человек тех людей, которые будут работать и уже начинают работать в этой системе. Впервые реализуется такая мощная большая программа.

Желание объединить промышленников с помощью цифровой сети у нижегородских предприятий появилось давно, к этому подталкивала жизнь. Мы 1,5 года назад начали разработку своей собственной нижегородской программы по созданию реестра промышленников и их продукции. Здесь в этом кабинете собирались и брали за основу программу, которая существует в "Росатоме", пытались ее адаптировать для всей промышленности. В общем-то мы сделали достаточно большие шаги, не зная, что одновременно разрабатывается федеральная программа. Мы хотели развивать внутриобластную кооперацию. Когда появилась федеральная программа, мы эти изыскания закончили и сегодня работаем по федеральной программе, которая не стоит нам денег, но стоит затрат на ведение этой информации и работы в системе.

- Помогут ли наработки на региональном уровне в работе с ГИСП?

- Конечно. Федеральная программа просто шире. Наша программа, которую мы собирались реализовывать, все-таки была локальной. А сегодня мы говорим не только о федеральной программе, мы будем работать и на евразийском рынке. То есть возможности гораздо шире.

Областное правительство выступает в этой системе как организатор, помощник, проводник и, конечно, как участник этой системы, мы же потребители услуг нашей промышленности, наших предприятий. Мы подписали соглашение с федеральным Фондом развития промышленности, мы организуем это обучение, но в то же время мы - и активные участники, у нас же тоже огромные объемы закупок. Мы тоже хотим покупать качественные товары, и чтобы этот качественный товар производился, желательно, где-нибудь на соседней улице, ведь это позволит экономить на госзакупках за счет транспортных издержек. Поэтому мы обучаем и наших представителей министерств и ведомств, начиная с руководителей, руководитель должен понимать и разбираться в процессе. Практически все основные министерства  участники этого процесса, входят в координационный совет.

- Появилась информация о создании научно-технических советов при основных министерствах Нижегородской области. Для чего они нужны?

- Они тоже созданы в рамках этой программы. Что такое научно-технический совет? Для описания в закупке надо не просто описать свойства того или иного товара, мы в идеале должны советоваться с производителями, какой товар нам нужно закупать. Чтобы приобретать определенный товар, надо понимать, что указать в технической документации, какой именно набор качеств. Если наши предприятия выпускают несколько другой вид продукции с несколько другими характеристиками (иногда лучшими), но формально они не будут совпадать с запросом, который мы размещаем на торгах, то они не смогут выступить поставщиком. Мы, конечно, должны изучать рынок, производителей продукции и советоваться с ними, что мы хотим закупать, как мы хотим закупать. Мы должны формировать свой заказ с учетом всех максимальных достижений, о которых иногда мы можем и не знать. Научно-технические советы должны давать и обратную связь производителям. То есть мы должны сделать это площадкой для обсуждения и для диалога.

Важно и то, что на заседаниях НТС будут составляться закрытые перечни характеристик закупаемой продукции. Это позволит устранить необоснованно завышенные требования к поставщикам, а значит, расширить круг потенциальных участников госзакупок.

- Как часто эти НТСы будут собираться и кто участники?

- Участники - представители министерств, представители производителей, представители Ассоциации промышленников и предпринимателей, представители науки, которые с научной точки зрения должны оценивать ту или иную продукцию, помогать разрабатывать. Мы должны дополнять друг друга, соединять производителей и потребителей продукции. Советы будут собираться по мере необходимости. Сейчас конец года, формируется программа закупок на следующий год, они должны работать постоянно.

Информация о результатах заседаний НТС будет также размещаться в публичном доступе в ГИСП.

- В регионе недавно также появился координационный совет по импортозамещению. Тема импортозамещения не новая, почему этот совет появился сейчас?

- Про импортозамещение мы говорим уже не первый год. Координационный совет появился тоже в рамках развития этой информационной системы. Почему? Много продукции закупается за рубежом, мы должны это видеть и знать. Мы должны изучать потребности, анализировать, что закупается. На основе этих знаний можно вырабатывать рекомендации по организации производства здесь. Например, сегодня мы закупаем медицинское оборудование за рубежом. А можем мы здесь производить это оборудование или не можем?

Импортозамещение − это не только вопросы санкций, это вопросы экономики, потому что выгодно производить у себя, увеличивать объемы производства, создавать новые рабочие места. Если есть потребность, если есть технологическая возможность, надо просто реализовать компетенции и производить у себя. Состав совета очень разный: региональный Минпром − главный координатор. Также входят Ассоциация промышленников и предпринимателей, представители промпредприятий и бизнеса, представители науки, Торгово-промышленной палаты, наши технопарки, где производятся инновационные продукты. В зависимости от ситуации может меняться и состав членов совета.

Источник ИА «Интерфакс Россия».


Возврат к списку